Андрей Альшевских (alshevskix) wrote,
Андрей Альшевских
alshevskix

Categories:

Муниципальная реформа на свердловский лад

В стране стартовала муниципальная реформа. Федеральный законодатель усиливает в городах районные администрации и дополнительно создает районные думы. Прошла мода на укрупнения. Те же федеральные округа не прижились, и Кремль возвращается к забытому принципу «Вся власть Советам». Постараюсь объяснить, какие перемены ждут крупные города Свердловской области и ее столицу, когда заработает новая система, что на выходе мы получим.

Обещаны самостоятельные районные администрации и думы

Пока что органы местного самоуправления работают в рамках 38 полномочий. В скором времени тринадцать из них передадут от городской управы уровнем ниже – в районы.

По сути, Кремль дарит районам самостоятельность. Не придется чиновникам больше «ходить с протянутой рукой» по мэрии, просить на то или иное, жить по смете, утвержденной городом. А все потому, что появится свой бюджет, начнут вводить и отменять местные налоги, распоряжаться муниципальной собственностью, землей на вверенной территории, отвечать за торговлю (в том числе сельхозпродукцией) и за благоустройство (от уборки до согласований, как выглядят фасады нежилых помещений). Сверхдоходные направления.

За городской властью остаются такие темы, как ЖКХ, образование, медицина, обеспечение водо-, газо-, электроснабжением, дороги… Там, где чиновникам придется глядеть в масштабе.

Замечу сразу, реформу я одобряю и надеюсь, что, по крайней мере, к хорошей задумке и исполнение подтянется.

Старшее поколение помнит райсоветы, формировавшие райисполкомы. Российские реформаторы нового не придумали, а заимствовали у Советского Союза и внедряют на современный лад. Власть, от которой зависят наши повседневные заботы, приближают к народу.

Чем хорошо появление дум на местах. Депутаты приметнее станут. Потому что округа «нарежут» не на 60 тысяч жителей, как на примере Екатеринбурга дело обстоит, а на пять-десять тысяч. Каждому народному избраннику придется чуть ли не за квартал отвечать. Если кто-то один раз обманет людей, они запомнят и «прокатят» на следующих выборах. Больше появляется шансов, что проблемы конкретного дома, двора решатся.

Для иллюстрации вспомню родную Сортировку. В 2009 году выдвигался у нас Игорь «Веселый молочник» Пехотин. Обещал в первую кампанию «молочные реки, кисельные берега» – ну, завод построить, как минимум, точно. Ему поверили. А пришла пора переизбираться, «сбежал в безликий» единороссовский партсписок, потому что округ запустил.

Процедурные моменты

«Оперировать» местное самоуправление в своем регионе доверено областным парламентариям. Федеральный рамочный закон принят 29 мая. Нам дают шесть месяцев, чтобы конкретизировать нюансы.

За себя скажу, что оставил бы в Екатеринбурге семь отдельных муниципальных образований в границах действующих районов. Но, допустим, единороссы могут предложить поделить город всего на две части. Всякое бывает. Я к тому, что нас ждут бурные обсуждения и споры.

Районы в Екатеринбурге разнятся по численности населения. Для формирования дум предстоит обозначить нормопредставительство (минимум – 25 депутатов) и схему выборов. Либо кандидаты пойдут, как одномандатники, либо 50 на 50 (партийные списки и одномандатники); не исключаю и многомандатные.

К сожалению, бесполезную двуглавую систему внедряют к основанию вертикали власти. Скорее всего, главу района, то есть председателя думы, районные депутаты возьмут из своих рядов. Хотя я бы настаивал на всенародном голосовании, как сейчас на городском уровне. Что касается первого хозяйственника на районе, главы администрации, его назовет комиссия из представителей территориальной думы и резиденции губернатора Свердловской области. Да, в нашем случае у Александра Якоба и Владимира Тунгусова отбирают «рычаги управления».

Существуют два варианта, как собирать думу уже Екатеринбурга (численность тоже обозначим) и определять мэра города – из депутатов райсоветов или сохранять выборность. Управляющего Екатеринбурга по примеру сити-менеджеров с приставкой мини назначат доверенные лица свердловского губернатора и депутаты гордумы.

Надеюсь, не запутались.

Сроки реформы. А еще нас ждут выборы

Предположу, в середине лета Заксобрание одобрит необходимые законы, чтобы успеть к старту в августе бюджетного процесса на следующий год. После чего муниципалитетам отводятся три месяца на перекройку своих Уставов. Как только сделают, в течение полугода в городе пройдут досрочные выборы. Замечу, они не увязаны с единым днем голосования.

Давайте на примере конкретных дат рассмотрим ситуацию. Крайнее в политсезоне заседание ЗССО намечено на 15 июля. Допустим, успеваем к нему со всеми муниципальными изменениями, тогда у думы Екатеринбурга есть срок примерно до середины октября. И в апреле 2015 года ожидаются выборы. Если по каким-то причинам наш парламент затянет вопрос до 29 ноября, голосовать жителям придется в августе опять же 2015 года.

А что же «серый дом»

Наша мэрия, возглавляемая господами Якобом и Тунгусовым, муниципальной реформе противостоит куража ради. Поэтому и провели в пятницу на Площади 1905 года показательный «спектакль», доказывали, что сильны, хоть и меньше бюджетников «согнали», чем обещалось. Но сопротивляться будут до поры до времени, поскольку не самоубийцы – а то по шапкам прилетит, не до чтения журнала «Лиза» будет. Параллельно «серым домом» подбираются кандидаты на выборы, аккумулируются финансы, административные ресурсы. Как только подготовятся, скажут губернатору Евгению Куйвашеву: мы согласны, объявляй кампанию. Что-то мне подсказывает, результат напомнит сентябрь 2013 года… Когда областные власти потеряли лицо.
Tags: Единая Россия, Екатеринбург, Куйвашев, Тунгусов, Якоб, выборы, дума, мнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments