Получив обращение от Шурыгина, я проштудировал специализированную литературу и судебную практику. Из решений однозначно следовало, что птичий помёт опасен для окружающей среды: токсичен в чистом виде, агрессивно воздействует на почву, доходит до химического загрязнения. А если попадет в речки, водоемы, пиши пропало.
В качестве удобрения куриные фекалии использовать можно, только достаточно трудоемко: перепревать должны полгода в хранилище, затем необходимо смешивать с торфом. Но даже после подготовительных процедур раскидывать смесь где попало запрещено. Тем более на несколько месяцев. Иначе получим выжженные поля. Хранение допускается лишь на оборудованных площадках – с искусственным водонепроницаемым покрытием, навесами и так далее.
Дней десять назад я отправил запросы о верхнепышминской проблеме по инстанциям. А в субботу доехал до свалок. Не то слово, какая ужасная там «царит» вонь. За считанные минуты одежда пропиталась испарениями. Опасаюсь, что плодородная земля еще долго не даст урожая.
Александр рассказал, что территория, где устроены кучи, относится к фермерскому хозяйству Зайцевых, расположенному неподалеку. Отмечу, что с этой семьей я знаком. Поэтому объективности ради встретился с Зайцевыми и их группой поддержки, «Добровольцами Донбасса». Поначалу, правда, казаки переругались с Шурыгиным. Пришлось «остужать» разгоряченные головы.
В итоге Зайцевы объяснились. В основном они выращивают картофель и искренне считают, что привезенный помёт пойдет на пользу хозяйству. Убеждают, что не враги себе.
Договорились, что проверяющие рассудят, кто прав. К слову, прокуратура уже заявила, что непосредственно на птицефабрике при работе с отходами нарушается законодательство.