Андрей Альшевских (alshevskix) wrote,
Андрей Альшевских
alshevskix

Categories:

Заключение Счетной палаты на изменения бюджета. Особо любопытным


Для тех, кому не спится)) Сам документ находится под ссылкой. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Счетной палаты на проект закона Свердловской области № ПЗ-585
О внесении изменений в Закон Свердловской области
«Об областном бюджете на 2010 год»

14 мая 2010 года                                                                                                                                                                  г. Екатеринбург

Данное заключение на проект закона Свердловской области «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2010 год» (далее – Законопроект) представлено Счетной палатой в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 2 статьи 9 и статьи 11 Областного закона от 26.05.1997 № 35-ОЗ «О Счетной палате» (с изменениями) и на основании постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 15.12.2009 № 1350-ПОД «О поручениях Счетной палате на первое полугодие 2010 года».
Заключение подготовлено на основании анализа Законопроекта и Закона Свердловской области от 20.11.2009 № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год».

Законопроект внесен в Областную Думу Губернатором Свердловской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями), Уставом Свердловской области (с изменениями) и Областным законом от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (с изменениями).

В Счетную палату для проведения экспертизы Законопроекта поступили следующие документы:

1) копия письма Губернатора Свердловской области Мишарина А.С. – на 1 листе;
2) копия постановления Правительства Свердловской области от 04.05.2010 № 687-ПП «О проекте закона Свердловской области «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2010 год» и приостановлении действия отдельных его положений» – на 1 листе;
3) копия Законопроекта – на 218 листах;
4) копия пояснительной записки к Законопроекту – на 2 листах;
5) справочные материалы к Законопроекту – на 98 листах.

Перечень представленных документов соответствует требованиям, установленным Областным законом от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (с изменениями).

Доходы областного бюджета с учетом предлагаемых изменений составят 89 981 790,3 тыс. руб., что на 7 770 062 тыс. руб. больше предусмотренных в Законе Свердловской области от 20.11.2009 № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год». Их предлагается увеличить за счет безвозмездных поступлений – на 7 770 062 тыс. руб., в том числе безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – на 5 603 512 тыс. руб., и за счет безвозмездных поступлений от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – на 2 166 550 тыс. рублей.

Данные изменения, согласно пояснительной записке к Законопроекту, вносятся на основании федеральных правовых актов и фактических поступлений.

При проверке полноты отражения в Законопроекте всех доходов, которые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации должны поступать в областной бюджет, отмечены следующие недостатки:

1. Остался неясным факт невнесения изменений в части увеличения поступлений от налоговых и неналоговых доходов. По оперативным данным Минфина Свердловской области, на 01.05.2010 в доходы областного бюджета поступило 30 785 млн. руб. налоговых и неналоговых доходов, или 41,9 % от годового плана, в том числе по основным налоговым источникам:
– от налога на прибыль организаций – 12 023 млн. руб., или 58,4 %;
– от НДФЛ 9 229 млн. руб., или 31,4 %.

По мнению Счетной палаты, возможно откорректировать поступления по данным доходным источникам в сторону увеличения, учитывая фактические показатели за четыре месяца. Кроме того, Законопроектом предусматривается 2 000 млн. руб. временно свободных денежных средств разместить на банковских депозитах в пределах финансового года, что повлечет увеличение поступлений в областной бюджет.

Данная корректировка повлияет на уменьшение дефицита областного бюджета и, как следствие, изменение в сторону уменьшения объемов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, привлекаемых для исполнения бюджета.

2. Вызывает сомнение то, что применение термина «межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в подпункте 2 статьи 1 Законопроекта вполне обосновано. Правильнее в текстовой части применить формулировку в полном соответствии с наименованием соответствующего кода бюджетной классификации – «Безвозмездные поступления» и указать соответствующую сумму – 16 569 973,2 тыс. рублей. Данная корректировка полностью будет соответствовать строке 51 приложения 2 к Законопроекту.

Расходы областного бюджета с учетом предлагаемых изменений составят 102 319 995,7 тыс. руб., что на 10 820 350,7 тыс. руб. больше предусмотренных в Законе Свердловской области от 20.11.2009 № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год».
Изменения расходной части областного бюджета, в основном, связаны с необходимостью уточнить расходы на сумму не использованных в 2009 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеющих целевое назначение (966712,6 тыс. руб.); учесть в расходах планируемое увеличение объема межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (5603512 тыс. руб.) и безвозмездных поступлений от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (2 166 550 тыс. руб.), а также перераспределить ассигнования между главными распорядителями бюджетных средств в связи с изменением структуры исполнительных органов государственной власти Свердловской области.

К сожалению, в справочных материалах к Законопроекту приводятся лишь суммы изменений бюджетных ассигнований по разделам, подразделам и целевым статьям классификации расходов без достаточного обоснования необходимости данных изменений. Не указано также, внесены ли изменения в нормативные правовые акты, определяющие суммы расходных обязательств Свердловской области. Данная информация является важной, так как на основе расходных обязательств должны планироваться бюджетные обязательства (статьи 65, 85, 87 БК РФ). Так, в строке 401 приложения 4 к Законопроекту по коду бюджетной классификации 07014360170001 предусмотрены расходы Министерству строительства и архитектуры Свердловской области на разработку типовых проектов зданий дошкольных образовательных учреждений в сумме 28000 тыс. рублей, при этом они не подтверждены соответствующими расходными обязательствами.

Другой пример. В строках 416 и 433 приложения 4 к Законопроекту по кодам бюджетной классификации 07024240000001 и 07044270000001 предусмотрены расходы на приобретение автобуса ГБУ СО «Первоуральский детский дом» в сумме 1184 тыс. руб., содержание филиала Государственного образовательного учреждения «Училище олимпийского резерва № 1» – 27000 тыс. рублей. Данные расходы также включены в Законопроект без надлежащего оформления соответствующих расходных обязательств.
Помимо этого, при проведении экспертизы изменений расходной части областного бюджета, предусмотренных в Законопроекте, выявлены расходные полномочия, не нашедшие своего отражения ни в действующем Законе об областном бюджете, ни в данном Законопроекте. Например, в строках 1134 – 1145 приложения 5 к Законопроекту устанавливаются бюджетные назначения главному распорядителю бюджетных средств Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области. Однако в указанных документах не учтены изменения федерального законодательства в части регулирования отношений, связанных с охраной участков мировых судей. Так, постановлением Правительства РФ от 02.11.2009 № 886 «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587» и распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р в перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, были включены помещения, занимаемые мировыми судьями. Как следует из заключения Счетной палаты по результатам проверки использования бюджетных средств Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей в Свердловской области, при установлении тарифов отделы вневедомственной охраны руководствуются приказом УВО при ГУВД по Свердловской области от 22.09.2009 № 409. В соответствии с установленными в нем тарифами расходные обязательства Департамента на 2010 год должны составить 119712 тыс. рублей. В то же время в смете Департамента сумма на исполнение указанных расходных полномочий – всего 32200 тыс. руб., или 26,7 %. Разница между оценкой расходных полномочий на 2010 год и принятыми бюджетными обязательствами – 87712 тыс. рублей.

В Законопроекте, как и в действующем Законе об областном бюджете, по разделу 1000 «Социальная политика» отсутствуют региональные целевые программы. Однако областной государственной целевой программой «Социальная защита и социальная поддержка населения» на 2009 – 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 15.07.2008 № 722-ПП (в редакции от 08.02.2010), расходы на 2010 год установлены в объеме 84600 тыс. рублей. При этом действие указанной целевой программы на 2010 год не приостанавливалось.

В ходе экспертизы выявлены противоречия между нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие расходные полномочия, и представленным Законопроектом.

Так, в строках 1453 и 1460 приложения 5 к Законопроекту предлагается установить бюджетные назначения для исполнения областных государственных целевых программ «Развитие сети автомобильных дорог на территории Свердловской области» на 2009 – 2015 годы (877587,8 тыс. руб.) и «Повышение безопасности дорожного движения на территории Свердловской области» на 2009 – 2011 годы (10000,0 тыс. руб.) соответственно. Главным распорядителем указанных бюджетных средств определено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области. Однако анализ нормативных правовых актов, устанавливающих данные расходные полномочия (постановления Правительства Свердловской области от 25.06.2008 № 639-ПП и от 30.07.2008 № 809-ПП), показал, что функции заказчика при исполнении данных целевых программ выполняет Министерство промышленности и науки Свердловской области, в связи с чем необходимо внести изменения в соответствующие постановления Правительства или поправить Законопроект.

Другой пример. На функционирование Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области в Законопроекте предусмотрено 167525,4 тыс. руб., что на 194,9 тыс. руб. меньше, чем в действующем Законе об областном бюджете. Однако в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Свердловской области от 01.02.2010 № 126-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве экономики Свердловской области» с 1 апреля текущего года функции Комитета переданы Министерству экономики, а данный государственный орган должен быть ликвидирован. Однако эти изменения структуры исполнительных органов государственной власти не отразились на объемах финансирования данных организаций.

В нарушение пунктов 1 и 2 статьи 179 БК РФ и пункта 22 постановления № 1185-ПП, устанавливающих запрет на принятие нормативных правовых актов об утверждении областных государственных целевых программ, выполнение которых начинается ранее 1 января очередного финансового года, в Законопроекте в сумме 17095 тыс. руб. запланированы расходы на финансирование с 01.06.2010 новой областной государственной целевой программы «Информационное общество Свердловской области» на 2010 – 2012 годы.

Дефицит областного бюджета, с учетом предлагаемых изменений, составил 12 338 205,4 тыс. руб., что на 3 050 288,7 тыс. руб. больше показателей, предусмотренных в Законе Свердловской области от 20.11.2009 № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год». Законопроектом в объеме 28500000 тыс. руб. введен новый бюджетный показатель – предельный объем государственного долга Свердловской области. Указанные выше объем дефицита областного бюджета и предельный объем государственного долга Свердловской области не превышают ограничений, предусмотренных статьями 92.1 и 107 БК РФ. При проведении экспертизы изменений, вносимых Законопроектом в объемы и порядок привлечения источников финансирования дефицита областного бюджета, установлены следующие факты:

1. Совокупный объем заимствований Свердловской области, установленный Законопроектом (12400000,0 тыс. руб.), не превышает плановую сумму, направляемую на погашение дефицита областного бюджета и долговых обязательств Свердловской области (13338205,4 тыс. руб.), в связи с чем соблюдены требования статьи 106 БК РФ.

2. Объем расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Свердловской области, установленный Законопроектом (344000 тыс. руб.), не превышает ограничение, предусмотренное статьей 111 БК РФ. Однако необходимо отметить, что в пояснительной записке к Законопроекту не раскрыты сведения о планируемых расходах на обслуживание государственного долга объемом 3000000 тыс. руб., возникшего из долговых обязательств по облигациям Свердловской области. В связи с этим не представляется возможным подтвердить достоверность общего показателя расходов на обслуживание государственного долга, указанного в пункте 17 статьи 1 Законопроекта.

3. В нарушение положений статьи 13 Закона Свердловской области от 25.11.1994 № 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» (с изменениями) одновременно с Законопроектом в Областную Думу не внесена Программа предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год.

4. В нарушение указаний пункта 2 статьи 93.2 БК РФ в предложенной Законопроектом новой редакции статьи 25 Закона об областном бюджете не указаны объемы бюджетных ассигнований для предоставления бюджетных кредитов на строительство автомобильных дорог общего пользования (за исключением федеральных и региональных) на сроки как в пределах финансового года, так и выходящие за него, а также ограничения по получателям (заемщикам) этих бюджетных кредитов.

5. Согласно пояснительной записке к Законопроекту на 2010 год запланирован единственный бюджетный кредит в объеме 360000 тыс. руб., предоставляемый за счет кредита федерального бюджета в том же объеме, бюджету города Екатеринбурга на продолжение строительства транспортной развязки Московская – Большакова – Ясная – Посадская.

Между тем по смыслу положений абзаца 2 пункта 5 новой редакции статьи 25 Закона об областном бюджете заемщиками могут выступать все муниципальные образования Свердловской области без каких-либо ограничений.

Кроме того, пунктом 4 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на 2010 год, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 № 453 (с изменениями), установлено ограничение в расходовании средств бюджетного кредита на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением дорог федерального значения) – их объем не может составлять более 30 % общего размера бюджетного кредита.

Данное ограничение не нашло отражения в новой редакции статьи 25, в связи с чем условия получения местными бюджетами бюджетных кредитов на указанные цели надлежащим образом в Законопроекте не раскрыты.

6. В новой редакции приложения 12, представленной в подпункте 32 статьи 1 Законопроекта, отсутствуют показатели таких источников финансирования дефицита бюджета, как «Увеличение прочих остатков денежных средств бюджета субъекта Российской Федерации» по коду бюджетной классификации 00401050201020000510 и «Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета субъекта» по коду бюджетной классификации 00401050201020000610. При этом предлагается утвердить только «Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета», Такой подход к изложению бюджетных данных противоречит принципу единства бюджетной системы Российской Федерации.

Вывод

Законопроект может быть рассмотрен и принят в первом чтении с учетом того, что изложенные в данном заключении замечания будут учтены при его доработке.


Председатель Счетной палаты А.К. Измоденов




 
Tags: документы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments