?

Log in

No account? Create an account

alshevskix


Андрей Альшевских

Депутат Государственной думы РФ


Previous Entry Share Next Entry
Итоговая версия проверки Счетной палаты строительства Заксобрания. 2 часть
alshevskix


Стадия строительства  здания

1. Согласно положениям Градостроительного кодекса РФ законным основанием для осуществления строительства является разрешение на строительство объекта – документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Для его получения утвержден исчерпывающий перечень документов, среди которых – положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

 

Разрешение на строительство административного здания Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области было дано 13.06.2007, при этом положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию получено только 23.01.2008. Кроме того, срок действия разрешения на строительство ограничивался 12.06.2008, а разрешение на строительство от Администрации города Екатеринбурга было получено 19.11.2008, то есть в течение 5 месяцев объект строился без разрешительной документации.

2. Строительство здания на условиях генерального подряда осуществляло ЗАО «Корпорация «Атомстройкомлекс» на основании государственных контрактов.
 

Согласно пояснениям специалистов, остаток по сводному сметному расчету составляет объем неприобретенного и неустановленного оборудования для телестудии.

Сплошной проверкой актов о приемке выполненных работ на соответствие проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы (1634371,27 тыс. руб.),  и выполненных работ установлено:
- объем оплаченных работ, выполненных с отклонением от рабочих чертежей, с применением расценок, не соответствующих действующим сметным нормативам, повторным предъявлением к оплате одних и тех же работ составил 118902,02 тыс. руб.;
- объем невыполненных, но предусмотренных сметами работ (незакрытых смет) – 120463,51 тыс. руб., из них:
объем монтажных работ и стоимость оборудования для телестудии – 27116,86 тыс. руб.;
оценка документально не оформленных, но выполненных работ и установленных в ходе визуального осмотра – 44078,7 тыс. руб. (утепление парапетов, реконструкция пандуса, устройство тротуара при въезде в автостоянку на отметке -7,200, гаражные ворота, диспетчеризация лифтов, отделка стен по дизайн-проект и др.).

Установлены факты оформления локальных сметных расчетов и актов приемки работ с отступлением от «Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ».

3. Завершающим этапом строительства является приемка объекта в эксплуатацию и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, оформляемые документами, подтверждающими соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Представленный к проверке акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 04.12.2009 (форма КС-14) подтверждает, что объект сметной стоимостью 1783206,0 тыс. руб. выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам Но заключение Управления государственного строительного надзора Свердловской области и других надзорных органов о соответствии объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации выданы 18.12.2009.

Разрешение на ввод в эксплуатацию выдано Администрацией города Екатеринбурга 28.12.2009 уже со сметной стоимостью 1630471,2 тыс. руб., при том, что согласно бухгалтерским документам затраты на строительство здания составили 1603318,89 тыс. рублей. В этой связи вызывает сомнение объективность информации, содержащейся в указанных документах.

4. Согласно государственному контракту от 31.07.2009 генподрядчик обязался сдать завершенный строительством объект 30.09.2009. Фактическая его эксплуатация начата 01.10.2009, то есть раньше приемки заказчиком, при этом строительно-монтажные работы выполнялись еще в декабре 2009 года.

Согласно гражданскому законодательству расходы по содержанию объекта до его сдачи заказчику несет организация-подрядчик. Однако, учитывая тот факт, что пользователь самовольно начал эксплуатацию здания до официальной сдачи объекта, расходы по содержанию здания в сумме 29745,7 тыс. руб. понес областной бюджет. Данным управленческим решением областному бюджету нанесен ущерб на эту же сумму.

Финансирование строительства здания

 
Финансирование строительства здания Законодательного Собрания осуществлялось за счет средств областного бюджета, направляемых в объекты капитального строительства государственной собственности Свердловской области в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области.

Расходование бюджетных средств осуществлялось с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

Объем финансирования строительства за 2006 – 2009 годы составил 1603318,9 тыс. руб., из них бюджетные ассигнования перечислены: 

- 1545948,87 тыс. руб. – ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс»;
- 48655,0 тыс. руб. – проектным организациям;
- 3107,64 тыс. руб. – организациям, проводившим государственные экспертизы;
- 5047,43 тыс. руб. – СОГУ «УКС» за осуществление технадзора;
- 559,94 тыс. руб. – специализированным организациям за проведение инженерных изысканий.

Проверкой платежных документов установлено, что бюджетные ассигнования направлялись с указанием цели – строительство здания Законодательного Собрания Свердловской области. Сплошная проверка произведенных расходов выявила факты:
нецелевого использования средств областного бюджета на сумму 33617,1 тыс. руб. – объем бюджетных средств, полученный в результате применения индивидуальных коэффициентов инфляции, не предусмотренных государственным контрактом с генподрядчиком от 20.11.2006 № 10-970а-06\К-37\ЮР;
незаконного использования бюджетных средств на общую сумму 121,81 тыс. руб., из них:
- 114,3 тыс. руб. – оплата НДС в отсутствие объекта налогообложения;
- 4,56 тыс. руб. – внесение исправлений в сумму акта приемки выполненных работ;
- 2,95 тыс. руб. – арифметическая ошибка при подсчете суммы в справке о стоимости выполненных работ.

Установленные факты оплаты в 2007 – 2008 годах выполненных строительно-монтажных работ с применением повышенных коэффициентов пересчета стоимости строительства нивелированы в дальнейшем путем применения заниженных коэффициентов.

Контроль за ходом строительства

Функции по осуществлению контроля за ходом строительных работ, а также проведение технического надзора возложены на СОГУ «УКС» как специализированную организацию, располагающую штатом квалифицированных сотрудников.

Порядок выполнения указанных функций определен Положением о заказчике-застройщике и техническом надзоре, утвержденном Госстроем СССР в 1988 году. Основными задачами технического надзора являются контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе качества строительно-монтажных работ, соответствия стоимости строительства, утвержденным в установленном порядке проектам и сметам. В обязанности работников, осуществляющих технический надзор, помимо прочего, входят контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ проектно-сметной документации.

Между тем, как показала проверка, эти обязанности заказчиком должным образом не выполнялись. Проведение надзора фактически свелось к составлению актов скрытых работ и сбору документов о качестве применяемых материалов. Проверка соответствия выполняемых строительных работ и применяемых материалов проектно-сметной документации осуществлялась не по конкретным видам работ, а в целом по объекту. Стоимость выполненных работ, оформленных актами, проверялась не по позициям сметы, а сопоставлялась с общей стоимостью работ по смете.

Необходимо также отметить, что документы, определяющие порядок осуществления указанных обязанностей ответственными работниками заказчика, в учреждении отсутствуют.

Согласно бюджетному законодательству деятельность самого учреждения должна контролироваться главным распорядителем бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств. Однако со стороны Министерства строительства и архитектуры данный контроль осуществлялся в форме последующего – путем сбора отчетности. Проводить всесторонний контроль за выполнением подведомственным учреждением уставных функций Министерство не имеет возможности в связи с отсутствием в своем штате специалистов.
 
Координация работ по разработке технического задания на проектирование, согласование технических условий, организационно-техническое сопровождение строительства, а также приемка здания в эксплуатацию нормативными правовыми актами возложена на областные учреждения «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области» и «Управление зданиями Правительства Свердловской области». Проверка, проведенная в обоих учреждениях, показала, что возложенные функции выполнялись работниками организаций в полном объеме.

Эксплуатация здания осуществляется СОГУ «Управление зданиями Правительства Свердловской области».

Деятельность СОГУ «УКС» по эффективному использованию
бюджетных средств, направленных на строительство здания

В соответствии со статьей 34 БК РФ участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны руководствоваться принципами результативности и эффективности использования бюджетных средств, то есть исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Проверку эффективности инвестиционных проектов и достоверность сметной стоимости в проверяемом периоде осуществлял филиал Федерального государственного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» по Свердловской области (далее – Филиал ФГУ ФЦЦС), орган, уполномоченный постановлением Правительства Свердловской области «О проведении проверок эффективности инвестиционных проектов и достоверности сметной стоимости инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения».

В соответствии с данным постановлением инвестиционный проект на строительство здания в 2009 году рассмотрен Филиалом ФГУ ФЦЦС и вынесено заключение, но не об эффективности инвестиционного проекта, а о соответствии сметной стоимости критерию эффективности. При этом не выполнено требование упомянутого выше постановления – не указаны в заключении сведения о методиках, применявшихся при проведении проверки эффективности инвестиционного проекта.

Необходимо отметить также, что в постановлении критерии эффективности, а также ссылки на какие-либо методики отсутствуют, в связи с чем непонятны подходы, которые использовались Филиалом ФГУ ФЦЦС для оценки экономической целесообразности инвестиционного проекта.

А ведь еще в 2008 году Правительством Российской Федерации утверждены Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения на основе качественных и количественных критериев.

Учитывая вышеизложенное, рабочая группа Счетной палаты для оценки деятельности получателя – СОГУ «УКС» по эффективному использованию бюджетных средств провела анализ путем сопоставления данных, полученных в ходе контрольного мероприятия, ответив на два вопроса:

1. Достигнут ли результат по количественным и качественным показателям при использовании запланированного объема средств?
2. Могли ли быть достигнуты результаты по строительству здания с меньшим объемом расходования бюджетных средств?

1. Целью строительства административного здания на 550 рабочих мест,  29,1 кв. м  общей   площади  на  человека,  стоимостью  1 кв. м  – 59,391 тыс. руб. являлось улучшение условий деятельности палат Законодательного Собрания (согласно данным Уральской палаты недвижимости средняя стоимость строительства квадратного метра офисов класса «В» на октябрь 2006 года составляла 69,0 тыс. руб.).

Объект капитального строительства по проекту «Административное здание для размещения Законодательного Собрания Свердловской области» введен в эксплуатацию 28.12.2009 на 432 рабочих места (41,4 кв. м общей площади на человека), стоимостью 1 кв. м согласно акту приемки объекта – 99,73 тыс. руб., разрешению на ввод в эксплуатацию – 91,19 тыс. руб.; фактических затрат (без телестудии) – 89,67 тыс. руб. (без оборудования – 70,73 тыс. руб.). По данным Уральской палаты недвижимости, в декабре 2009 года  средняя   цена   строительства   офисной   недвижимости  составила  69,6 тыс. руб. за квадратный метр.

В ходе комиссионной проверки фактического исполнения работ работниками Законодательного Собрания – пользователями были высказаны отдельные замечания, связанные с недостаточно комфортными для работы условиями, в основном, с работой системы кондиционирования и вентиляции. Для нормализации работы системы, по оценке специалистов эксплуатирующей организации, требуется дополнительное выделение средств в сумме 2500,0 тыс. рублей.

Таким образом, количественные и качественные показатели объекта не полностью соответствуют запланированным.
 
2. Анализ, проведенный на основе сопоставления полученных при проведении контрольного мероприятия данных о строительстве здания, показал следующее.

1) Запланированный результат – строительство здания – можно было достичь с меньшим объемом капитальных вложений, предусмотренных в областном бюджете на реализацию инвестиционного проекта (этап планирования):

- сметная стоимость строительства согласно государственной экспертизе, проведенной по рабочим чертежам, получившая положительное заключение, составила 1634371,3 тыс. руб.;
- объем невыполненных, но предусмотренных сметами работ (незакрытых смет) – 120463,51 тыс. руб., из них:
объем монтажных работ и стоимость оборудования для телестудии – 27116,86 тыс. руб.;
оценка выполненных, но документально не оформленных, работ – 44078,7 тыс. руб.;
оценка работ, которые не выполнены и не будут выполняться (без них можно было обойтись при составлении локальных сметных расчетов), – 49267,93 тыс. руб.;
- расчетный объем работ по изготовлению и монтажу герба Свердловской области (локальная смета в Сводном сметном расчете отсутствует) – 4096,0 тыс. рублей.

Следовательно, сметная стоимость строительства могла быть меньше на 49267,93 тыс. руб. и составить 1589199,36 тыс. руб. (49267,93 = 1634371,3 – (1634371,3 - 120463,5 + 27116,86 + 44078,7 + 4096,0).

2) В процессе расходования бюджетных средств получатель не обеспечил достижение заданного результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств (фактические расходы):

- фактический объем финансирования составил 1603318,9 тыс. руб.;
- объем оплаченных работ, выполненных с отклонением от рабочих чертежей, с применением расценок, не соответствующих действующим сметным нормативам с учетом технологии производства, повторного предъявления к оплате одних и тех же работ – 118902,02 тыс. руб.;
- объем выполненных и документально не оформленных работ – 44078,7 тыс. руб.;
- оценка объема фактически выполненных работ по изготовлению и монтажу герба Свердловской области – 4096,0 тыс. рублей.

Следовательно,  результата можно было достичь, используя 1532591,6 тыс. руб. бюджетных средств, что на 70727,3 тыс. руб. меньше, чем фактический объем финансирования (70727,3 = 1603318,9 – (1603318,9 – 118902,02 + 44078,72 + 4096,0).

Подход рабочей группы Счетной палаты согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3) СОГУ «УКС» (получателем бюджетных средств) не были приняты все меры для удешевления сметной стоимости строительства.
Объем использованных при строительстве здания материалов, приобретенных на основании счетов поставщиков и прайс-листов, по оценке рабочей группы Счетной палаты, составил 493032,24 тыс. руб. (в текущих ценах). Отсутствие у заказчика первичных документов, подтверждющих стоимость материалов, уже является нарушением Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете», но также вызывает сомнения соответствие цены фактически примененных материалов локальным сметам и актам выполненных работ, так как выборочные проверки локальных смет и актов выполненных работ в отдельных случаях выявляли несоответствия в цене примененных материалов. Например, в ноябре – декабре 2008 года выполнены и приняты работы по установке противопожарных и металлических дверей, при этом их стоимость выше,  чем предусмотрено в смете, на 728,29 тыс. рублей.

Таким образом, деятельность СОГУ «УКС» по использованию бюджетных средств, направленных на строительство здания для размещения Законодательного Собрания, оценивается как недостаточно эффективная.

Определение достоверности объемов выполненных строительно-монтажных работ путем инструментального обмера в натуре, исчисление объемов работ в соответствии со строительными нормами и правилами и сопоставление с учетными данными объемов выполненных работ, а также с данными, содержащимися в проектно-сметной документации, требует проведения отдельного мероприятия с привлечением специализированной экспертной организации.

Выводы

1. Средства областного бюджета, выделенные на строительство здания
Законодательного Собрания Свердловской области, использованы в соответствии с целями, определенными нормативными правовыми актами Свердловской области.

2. Выбор неудачного объекта-аналога для строительства здания привел к необъективной оценке стоимости объекта.

3. Отсутствие инвестиционного проекта по строительству здания к началу строительства повлекло принятие необоснованных управленческих решений – включение объекта в Перечень инвестиционных проектов в 2007 году и Перечень объектов капитального строительства объектов государственной собственности в 2008 году.
 
4. Правительством Свердловской области не разработана система критериев оценки эффективности инвестиционных проектов.

5. Заказчик – СОГУ «Управление капитального строительства» не в полной мере выполнял свои функции, возложенные контрактами (договорами), его деятельность по использованию бюджетных средств, направленных на строительство здания для размещения Законодательного Собрания Свердловской области, являлась недостаточно эффективной.

6. Министерством строительства и архитектуры не осуществлялся в должном объеме контроль за выполнением подведомственным учреждением – СОГУ «Управление капитального строительства» уставных функций.

7. Неэффективное использование бюджетных средств составило 70727,3 тыс. рублей.

 8. Нецелевое использование бюджетных средств, полученных в результате применения индивидуальных коэффициентов инфляции, не предусмотренных  государственным  контрактом с генподрядчиком, – 33617,1 тыс. рублей.

9. Сумма  незаконного  использования  бюджетных  средств – 184413,36 тыс. руб., из них:
- объем финансирования СМР до момента получения положительного заключения государственной экспертизы – 154545,85 тыс. руб.;
- содержание здания за счет средств бюджета до передачи объекта от генподрядчика заказчику и вводу его в эксплуатацию – 29745,7 тыс. руб.;
- оплата налога на добавленную стоимость в отсутствие объекта налогообложения – 114,3 тыс. руб.;
- исправление  суммы  в  акте  приемки  выполненных  работ –          4,56 тыс. руб.;
- арифметическая ошибка при подсчете суммы в справке о стоимости выполненных работ – 2,95 тыс. рублей.

10. Проведение открытого конкурса и заключение на его основе государственного контракта на сумму 896295,0 тыс. руб. осуществлено с нарушением законодательства о размещении государственных заказов.

11. Приняты к оплате акты выполненных работ в отсутствие документального подтверждения стоимости использованных при строительстве материалов (по оценке рабочей группы Счетной палаты) – 493032,24 тыс. рублей.

12. Несоответствия, выявленные при проверке исполнения сметной стоимости строительства:
- объем оплаченных работ, выполненных с отклонением от рабочих чертежей, с применением расценок, не соответствующих действующим сметным нормативам, повторным предъявлением к оплате одних и тех же работ – 118902,02 тыс. руб.;
- объем не выполненных, но предусмотренных сметами работ – 120463,51 тыс. руб., из них:
объем монтажных работ и стоимость оборудования для телестудии – 27116,86 тыс. руб.;
оценка выполненных и документально не оформленных работ – 44078,7 тыс. рублей.

Предложения

Правительству Свердловской области:

принять меры к устранению нарушений бюджетного и гражданского законодательства, выявленных при проведении проверки, а также причин их возникновения;
не допускать включения в Перечень объектов капитального строительства объектов государственной собственности, не соответствующих установленным требованиям;
разработать систему критериев оценки эффективности инвестиционных проектов;
определить систему мер по контролю за выполнением подведомственными исполнительным органам власти учреждениями функций, предусмотренных их уставами.

 

Председатель Счетной палаты                                                                                                                                           А.К. Измоденов