Андрей Альшевских (alshevskix) wrote,
Андрей Альшевских
alshevskix

Аналитика «Оппоненты Э.Э. Росселя в кампании по выборам губернатора Свердловской области в 2003 г.»

Продолжаю делиться с вами архивными материалами, подготовленными в «желтом доме».

1. Общая характеристика избирательной кампании оппонентов.

В нынешней избирательной кампании в качестве оппонентов Э.Э. Росселю выступили кандидаты А. Баков, А. Вихарев, Ю. Кузнецов, Е. Петров, Н. Сарваров.

Все данные кандидаты позиционировали себя прежде всего и главным образом именно в качестве оппонентов Э.Э. Росселю. Они фактически пытались так или иначе позиционировать себя по отношению к лидеру избирательной кампании и на этом простроить свою стратегию и тактику. Избирательная кампания проходила в стратегической схеме: флагман избирательной кампании и оппоненты, «Россель и все остальные». Эта стратегия основывалась на подавляющем перевесе кандидатуры Э.Э. Росселя. Она изначально планировалась и реализовывалась в безусловном стартовом отрыве лидера избирательной кампании от всех остальных кандидатов и в резком последовательном нарастании этого отрыва. Именно эту флагманскую стратегию «Россель и все остальные» рекомендовал для избирательной кампании Департамент социально-политического прогнозирования. Данная стратегия показала свою практическую электоральную эффективность. Оппоненты были вынуждены приспосабливаться к данной стратегии и строить свои кампании, подчиняясь ее логике.

2. Общая характеристика избирательной кампании основных оппонентов А. Бакова и А. Вихарева.

Общий ход избирательной кампании основных оппонентов А. Бакова и А. Вихарева дает все основания предположить, что данная кампания строилась по согласованному стратегическому сценарию, срежиссированным единым политтехнологическим центром, ориентировочно работающим на базе аппарата полпредства. Этот стратегический сценарий был построен на сочетании двух главных направлений, которые реализовывали в своей деятельности основные оппоненты. Первое направление – «антимафиозная» кампания А. Бакова.

В этой кампании основной целью была дискредитация кандидатуры Э.Э. Росселя и мобилизация протестного электората. В основном, кампания А. Бакова имела агрессивно обличительный и деструктивный характер. Она должна была подготовить почву для выдвижения позитивной альтернативы Э. Э. Росселю. «Антимафиозная» кампания А. Бакова должна была объединить в электоральном сознании кандидатуры А. Бакова и Э.Э. Росселя, уравнять и в равной мере негативно позиционировать обе данные кандидатуры.

Второе направление – позитивная кампания А. Вихарева, которая должна была разворачиваться на фоне «антимафиозной» кампании А. Бакова и с использованием ее электорального негативистского потенциала. Данная кампания должна была состыковать протестный и позитивно настроенный электорат, слои социальных аутсайдеров и сравнительно благополучные социальные группы, в основном пенсионеров и жителей сельских территорий. Кампания А. Вихарева в первом туре строилась на позитиве и популистских обещаниях в первом туре. Ее электоральный потенциал должен был возрасти во втором туре за счет протестного электората А. Бакова.

Со стороны оппонентов очевидна попытка стратегической координации своей деятельности. Это просматривается в практически синхронном начале «антимафиозной» кампании Бакова и «благотворительной» деятельности фонда Вихарева, в практически синхронном появлении «сенсационных» заявлений А. Бакова и откровений П. Федулева, во взаимной поддержке оппонентами друг друга и согласованности их действий на территориях и в СМИ в течение первого тура.

Во втором туре А. Бакову пришлось срочно перестраиваться на позитивную тональность и дополнять свою первоначальную негативистскую «антимафиозную» кампанию другой пиар-кампанией «современного губернатора», к которой он был не готов и не смог развернуть в полной мере.

3. Характеристика избирательной кампании А. Бакова.

В данной аналитической записке наибольшее внимание уделяется избирательной кампании А. Бакова в связи с тем, что он небезосновательно претендует на роль лидера оппозиции и в этой роли может активно противодействовать в предстоящих избирательных кампаниях 2003-2004 гг.

3.1. Основные этапы избирательной кампании А. Бакова.

Избирательная кампания А. Бакова четко укладывается в два этапа в соответствии с прошедшими двумя турами голосования. Каждому из этих этапов соответствуют две относительно различные кампании со своими стратегиями, тактиками, слоганами и применяемыми технологиями. На первом этапе А. Баков в основном решал задачи по мобилизации «своего» протестного электората. На втором этапе А. Баков, сохраняя за собой полученные в первом туре, голоса протестного электората, пытался привлечь на свою сторону протестный электорат других оппонентов, а также привлечь какую-то часть их позитивно настроенного электората. Эти два этапа в соответствии с проведенными А. Баковым двумя относительно самостоятельными кампаниями можно охарактеризовать следующим образом. Первый этап во время первого тура – «антимафиозная» кампания. Второй этап во время второго тура – «современный губернатор».

3.2. Цели и задачи избирательной кампании А. Бакова.

3.2.1. Цель и задачи избирательной кампании А. Бакова на первом этапе в «антимафиозной» кампании.

Цель: попытаться негативно позиционировать кандидатуру Э.Э. Росселя на федеральном и региональном уровне и на противопоставлении кандидатуры Э.Э. Росселя кандидатуре А. Бакова максимально широко мобилизовать протестный электорат, продемонстрировав федеральной и региональной элите возможности А. Бакова по работе с радикализированными электоральными настроениями во всем политическом спектре (от левого фланга социально незащищенных слоев до недовольных итогами приватизации предпринимателей и олигархов).

Задачи:
• развернуть массированную пиар-кампанию для негативного позиционирования кандидатуры Э. Э. Росселя на федеральном и региональном уровне;
• попытаться позиционироваться в качестве единственной реальной альтернативы Э.Э. Росселю для федеральной и региональной элиты;
• попытаться противопоставить кандидатуру Э.Э. Росселя кандидатуре А. Бакова и жестко взаимосвязать данные кандидатуры в электоральном сознании;
• продемонстрировать федеральной и региональной политической элите свои возможности в плане работы с радикально настроенными слоями электората и противодействия растущему влиянию коммунистического блока;
• сформировать максимально широкое электоральное негативистское отношение в целом к ситуации в регионе;
• мобилизовать протестный электорат, отработать основные методы и формы работы с ним с учетом общей современной социально-политической обстановки и ситуации в регионе;
• привлечь на свою сторону возможные социально-демографические резервы расширения и пополнения протестного электората;
• навязать протестному электорату простую и понятную объяснительную схему – «кто виноват и что делать»;
• попытаться навязать электоральному сознанию устойчивый социально-психологический образ регионального «врага» региона в лице мафиозного сообщества и его покровителя;
• отмобилизовать имеющиеся организационные, агитационные структуры накануне выборов в Государственную Думу.

3.2.2. Цель и задачи избирательной кампании А. Бакова на втором этапе в кампании «современный губернатор».

Цель: попытаться позиционировать себя в роли безусловного лидера всей региональной оппозиции и то же время перспективного позитивного кандидата с конструктивной программой действий – «современного губернатора», реальной альтернативы кандидатуре Э.Э. Росселя.

Задачи:
• попытаться, сохраняя за собой свой «баковский» протестный электорат, привлечь на свою сторону протестный электорат, голосовавший за других оппонентов в первом туре, привлечь на свою сторону позитивно настроенных избирателей, голосовавший за других оппонентов в первом туре, а также часть неопределившихся избирателей;
• попытаться позиционировать кандидатуру Э.Э. Росселя в качестве влиятельного политика прошедшей политической ельцинской эпохи;
• попытаться представить себя для федеральной и региональной политической и хозяйственной элиты в качестве серьезного соперника Э. Э. Росселю и влиятельной политической фигуры, с которой необходимо в первую очередь считаться на предстоящих муниципальных выборах, выборах в Госдуму и выборах в Законодательное Собрание Свердловской области;
• выступить в качестве бесспорного идейного и организационного лидера всей региональной оппозиции, способного противостоять Э.Э. Росселю и проводить свою самостоятельную политическую линию;
• продемонстрировать свои организаторские, идейные ресурсы в работе с радикализированным, протестным электоратом и потенциальным электоратом народно-патриотического блока. Эта задача являлась для А. Бакова во многом приоритетной в связи с предстоящим большим федеральным элеторальным циклом и активизацией президентской администрации в поисках эффективных стратегий и технологий против растущего рейтинга коммунистически-патриотического блока;
• навязать сторонникам Э.Э. Росселя настроения успокоенности и уверенности в безусловной победе Э.Э. Росселя во втором туре. Убедить сторонников Э.Э. Росселя в необязательности активного участия в голосовании во втором туре;
• предложить неопределившемуся электорату принять участие в голосовании во втором туре, исходя из тех соображений, что результаты выборов уже предрешены и можно принять ни к чему не обязывающее участие в выборах как в некоем фарсе (применительно к молодежи, для студенческой аудитории, «для прикола»);
• попытаться позиционировать себя в качестве преемника и даже «ученика» Э.Э. Росселя, который должен пойти дальше своего наставника в силу изменившейся социально-политической ситуации;
• попытаться дополнить свой имидж «борца с мафией» позитивными чертами конструктивного современного политика, прогрессивного социально ориентированного хозяйственника, примерного семьянина и нравственной личности;
• попытаться «цивилизовать» свой имидж «борца с мафией», отчасти пригасив его люмпенско-митинговый характер, обратившись за юридической защитой;
• попытаться использовать ожидания и запросы широких социальных слоев, которые объективно возросли в условиях стабилизирующейся социально-экономической обстановки и наметившегося роста благосостояния.

3.3. Идеология А. Бакова в нынешней избирательной кампании.

Идеология А. Бакова в нынешней избирательной кампании различается в зависимости от пройденных этапов избирательной кампании и проведенных А. Баковым отмеченных двух относительно самостоятельных кампаний – «антимафиозной» кампании и кампании «современный губернатор». В целом же это и одна та же идеология, из которой А. Баков выхватывает и педалирует тот или иной аспект в зависимости от ситуации, настроений и ожиданий электората.

Основу идеологии А. Бакова в период «антимафиозной» кампании составила идеология социального реванша для протестного электората, объединенного общими настроениями неприятия нынешнего распределения власти и собственности. Эта идеология разрабатывалась в русле псевдосоциалистической «майской» идеологии, сконструированной бывшим главным «майским» идеологом А. Францем и активно использованной в предыдущей избирательной кампании А. Бурковым.

Основной пафос «майской» идеологии заключался в требовании социального реванша для обделенных в ходе приватизации и либеральных реформ широких социальных слоев и групп. В отличие от коммунистической идеологии, «майская» идеология не требовала возврата назад. В «майской» идеологии не отвергались в принципе нынешние социально-экономические порядки. Речь шла об их существенной корректировке по двум направлениям. Во-первых, в настоящем времени, эта корректировка должна бы создать социально благоприятные и экономически приемлемые условия для нынешних социально и экономически обездоленных слоев. Во-вторых, для будущего времени, в «майской» идеологии утверждалась необходимость существенной корректировки социально-политического курса для создания условий для молодежи, для перспективных научно-производственных отраслей, предприятий и учреждений, способных стать локомотивами выхода из кризиса и требуемого технологического прорыва.

3.4. Основные политтехнологии, использованные А. Баковым в ходе нынешней избирательной кампании.

Для избирательной кампании А. Бакова характерно комплексное использование агрессивных, «грязных» политтехнологий, находящихся на грани дозволенного, а зачастую и за пределами правовых, не говоря уже о моральных нормах. Многие баковские политтехнологии построены на эпатаже, на скандалах, на провокациях, на возможности непосредственного участия в массовых действиях, на использовании каналов неформализированного общения (сплетни, слухи). Именно такие политтехнологии отвечают вкусам и ожиданиям протестного электората.

А. Баков стремится любыми способами повысить свой рейтинг известности, постоянно создавать вокруг себя информационные поводы и максимально их использовать. А. Баков, используя свои актерские и ораторские способности, целенаправленно работает над выстраиванием своего имиджа и его внедрением в массовое электоральное сознание. В нынешней избирательной кампании А. Баков активно использовал следующие основные политтехнологии.

Интегративные коммуникации. Суть этой политтехнологии – многократное, если не сказать – постоянное, повторение одной и той же информации, одного и того же сюжета в разных информационных носителях (устные выступления на митингах, листовки, газеты, наглядная агитация, рекламная продукция, электронные СМИ) с использованием различных ретрансляторов и форм ретрансляции. Многократное повторение одной и той же информации с использованием побочного эффекта «информационного эха» (дублирование информации в различающихся каналах подачи «вброса» и последующего «промывания» информации) приводит к тому, что информация вначале воспринимается как информационно значимая, правдоподобная и – наконец – достоверная;

Организация массовых митингов, манифестаций, акций протеста, пикетов. Эта технология была отработана А. Баковым еще в «майский» период его политической карьеры. Тогда «майцы» активно применяли разработанную А. Францем технологию «принудительного диалога с властью», когда активисты «майского» движения силой врывались в кабинеты чиновников и не покидали их до тех пор, пока их требования не будут удовлетворены. Наработанный «майский» опыт пригодился при организации массовых митингов, манифестаций, акций протеста, пикетов в нынешней избирательной кампании.

Массированное использование наглядной агитации и печатной продукции. А. Баков в прошедшей избирательной кампании активно применял политтехнологию массированного использования наглядной агитации и печатной продукции. «Фирменным знаком» кампании А. Бакова стали билборды со слоганом «Победим Росселя – победим мафию». На этих билбордах был изображен А. Баков с решительным выражением на лице и три стрелы-указатели ударов (как на военных картах), исполненные в цветовой гамме российского государственного флага. На избирателя было выброшено огромное количество полиграфических объектов (листовок, буклетов и т.д.), которые упорно вбивали в сознание одни и те же «антимафиозные» сюжеты.

Распространение сплетен и слухов. Благодаря своей разветвленной и работающей агитаторской сетки в регионе А. Бакову удавалось оперативно и с широким охватом запускать различные слухи и сплетни. Эти слухи и сплетни различаются на два основных вида. Во-первых, это слухи и сплетни, направленные на тиражирование и многократное воспроизведение «антимафиозных» сюжетов. Во-вторых, это слухи и сплетни формирующего характера. К категории таких слухов относится распространяемый перед первым туром слух, что «все пенсионеры злые на Росселя, который пообещал, но не дал региональную надбавку к пенсии, и все пенсионеры пойдут голосовать за Бакова». Такого же рода и другой формирующий слух, который был запущен в студенческой среде накануне повторного голосования – «исход выборов все равно ясен. Россель победит однозначно. Студенты ради прикола будут голосовать за Бакова.

Политические провокации. А. Баков склонен к использованию политических провокаций. Так, в ходе нынешней избирательной кампании СМИ широко распространяли новость о попытке поджога баковского билборда. Перед повторным голосованием в СМИ широко тиражировалась информация об избиении охранниками Э.Э. Росселя пикетчиков-студентов во главе с Д. Ли, который является лидером областной молодежной организации КПРФ, но принимает самое деятельное участие в многочисленных акциях протеста «зеленых», «антиглобалистов» и проч.

Поддержка VIP-персон. А. Баков пытается активно опираться на поддержку VIP-персон. Так, в настоящее время он использует в своих политических целях Г. Селезнева и С. Миронова. Очевидно, что предвыборный союз Партии возрождения России и Партии жизни, санкционированный администрацией президента для «растаскивания» голосов, даст дополнительные возможности для попыток самопозиционирования А. Бакова в качестве влиятельного политика федерального уровня.

3.5. Программа А. Бакова.

В первом туре нынешней избирательной кампании А. Баков работал по своей «антимафиозной» программе. Во втором туре А. Баков был вынужден заговорить о своей конструктивной программе «Современная область – современный губернатор». Эта программа – скорее всего – нигде не опубликована. Текст с основными тезисами этой программы специалистам Департамента социально-политического прогнозирования удалось получить в штабе Бакова. Ее содержание не имеет ничего общего с теми программными обещаниями, которые широко тиражировал Баков. Основные положения баковской программы впервые появились в предвыборных манифестах движения «Май».

В основе программы А. Бакова лежит претензия на то, чтобы стать «третьей силой». Такая «третья сила» в образе Бакова выдвигается в противовес пропрезидентской «партии власти» и конструктивной системной оппозиции в лице коммунистов. Основное содержание программы А. Бакова – это просто откровенный плагиат с программ Э.Э. Росселя по развитию в области промышленности и аграрного сектора, по привлечению инвестиций, по развитию науки, образования и здравоохранения, по жилищному строительству. Баков объявляет в программе о своем «ноу-хау». Баков заявляет, что он будет вести политику разумного протекционизма.

Баков при этом же заявляет буквально следующее: « В сущности, разумный протекционизм не противоречит принципам рыночной экономики, когда он используется не для поддержки загибающихся, тонущих предприятий, от которых Свердловской области, ее жителям одни проблемы и убытки, а вполне дееспо-собных, перспективных предприятий нашей области». Баков фактически предлагает закрыть «проблемные» предприятия. Многие из этих предприятий являются градообразующими.

Баков прямо утверждает в своей программе, что во главу угла надо поставить интересы элиты. Именно элите должен быть обеспечен социальный комфорт и благополучие. Вплоть до того, что именно для элиты – как пишет Баков – «необходимы соответствующие школы и вузы». В политике Баков апеллирует к социально слабо защищенным слоям населения, а в программе прямо встает на защиту интересов элиты. Нынешняя программа Бакова показывает, что он остро чувствует политическую конъюнктуру. Раньше в своих предыдущих программах он критиковал курс Э.Э. Росселя на сохранение и развитие уральской промышленности и ее основы – металлургии. Называл это «колониальным путем» развития. Призывал развивать легкую промышленность, сферу услуг и мелкий бизнес. В нынешней программе Баков начал говорить о приоритетности промышленной политики, о развитии высоких технологий. В своей программе Баков прямо пишет, что он хочет в корне изменить власть в Свердловской области. В плане рекомендаций: на основе анализа программы А. Бакова можно сделать вывод, что передел власти и последующий передел собственности – вот о чем фактически помышляет Баков. Данный вывод рекомендуется использовать при последующей работе в предстоящей избирательной кампании, где будет фигурировать А. Баков.

4. Избирательная кампания А. Вихарева.

4.1. Характеристика избирательной кампании А. Вихарева.

В целом избирательная кампания А. Вихарева выстраивалась в едином сценарии с избирательной кампанией А. Бакова. Избирательная кампания А. Вихарева имела подчеркнуто позитивный характер и была ориентирована на относительно благополучные слои населения. Избирательная кампания А. Вихарева сопровождалась «антимафиозной» кампанией А. Бакова. На фоне скандальных политических акций А. Вихарев последовательно повышал свою известность и свой электоральный рейтинг.

При возможном выходе во второй тур А. Вихарев мог бы собрать голоса протестного баковского электората и части позитивно настроенного электората, ориентируясь на слои социальных аутсайдеров и относительно благополучные социальные группы, в основном пенсионеров и жителей сельских территорий. Кампания А. Вихарева имела откровенно популистский ха-рактер. Ее электоральный потенциал мог бы серьезно возрасти во втором туре за счет протестного электората А. Бакова. Основные ресурсы А. Вихарева были предоставлены П. Федулевым.

4.2. Идеология и программа А. Вихарева.

В своей избирательной кампании А. Вихарев продемонстрировал откровенно слабую работу в области идеологии и создания программного сопровождения кампании. Практически вся идеология А. Вихарева свелась к следующим тезисам:
• провозглашение борьбы с бедностью за счет справедливого перераспределения расходов и доходов областного бюджета, за счет ущемления интересов олигархов и крупных корпораций;
• необходимостью прихода к власти «молодого, сильного, здорового, честного, нашего уральского парня» Андрея Вихарева. При этом особый акцент делался на его молодость и здоровье;
• торжественные заверения выполнить наказы подписантов так называемого «земельного сертификата»;
• поддержка Вихарева Партией пенсионеров как выразителя основной части активно голосующего электората. Сам факт этой поддержки интерпретировался, во-первых, как свидетельство разочарования пенсионеров в кандидатуре Э.Э. Росселя, и, во-вторых, как доказательство реальных шансов на победу у А. Вихарева. (Начальником штаба у А. Вихарева был лидер Партии пенсионеров С. Атрошенко, предложивший акцию «земельный сертификат»).

4.3. Основные политтехнологии, использованные А. Вихаревым.

4.3.1. В своей избирательной кампании А. Вихарев использовал две основные сравнительно новые политтехнологии:

• подготовительная работа детского благотворительного фонда имени самого себя непосредственно перед официальным началом избирательной кампании;
• масштабная, социально взрывоопасная и откровенно популистская акция «земельный сертификат».

Следует отметить, что новое избирательное законодательство оказалось беззащитным перед откровенно электоральным механизмом подкупа избирателей и «раскрутки» кандидата до официального начала избирательной кампании и не за счет средств официального избирательного фонда в лице детского благотворительного фонда А. Вихарева. Теперь этот опыт может тиражироваться повсюду.

Акция «земельный сертификат» имела откровенно популистский характер и могла принести серьезные политические дивиденды своим создателям. Эта технология опиралась на партийную структуру Партии пенсионеров. Понадобилась серьезная работа по нивелированию возможных электоральных последствий этой акции.

4.3.2. Также А. Вихарев активно использовал традиционные политтехнологии работы с электоратом.

Особый акцент был сделан на наглядную агитацию. По всей области были массированно размещены билборды с изображением А. Вихарева, которые откровенно использовали цветовую гамму государственной символики России. А. Вихарев активно работал с электоратом в формате электронных СМИ. Говоря об электронных СМИ, нельзя не отметить, что оппоненты в целом очень активно и эффективно использовали ресурсы Интернета. Их сайт Политсовет.Ру работал оперативно и квалифицированно, причем находился в открытом доступе. В то же время сайты «Нового Региона», «Регион-информ» с оперативными новостями были открыты только для подписчиков.

4.3.3. А. Вихарев сумел найти электорально выгодный лейбл для самопозиционирования в электоральном сознании.

Его самопрезентация в качестве сенатора России, а не члена Совета Федерации являлась электорально знаковой и выигрышной. Ситуация с этим «сенаторским» самопозиционированием была невелирована сюжетами об освобождении Вихарева с поста вице-спикера СФ за пьяный сексуальный скандал и акцентированием сюжета о том, что А. Вихарев – это ставленник и марионетка П. Федулева.

5. Избирательная кампания Ю. Кузнецова.

5.1. Общая характеристика избирательной кампании Ю. Кузнецова. Ю. Кузнецова.построил кампанию на двух сюжетах:• «Юрий Кузнецов – выбор честных людей», • «Россель – прошлое, Кузнецов – будущее». Оба сюжета были выстроены в повестке оппонентов, и Кузнецов фактически использовал то, что наработали в электоральном поле оппоненты.
На Ю. Кузнецова активно работала региональная «яблочная» партийная сеть.

5.2. Позиционирование Ю. Кузнецова.

В своих материалах Ю. Кузнецов особо подчеркивал три тезиса, на которых он пытался позиционировать оригинальность своего имиджа:
• Кузнецов – антикризисный управляющий, который становится востребованным в сложных ситуациях, на проблемных предприятиях и в проблемных территориях;
• Кузнецов – в отличие от оппонентов ничем не замаран, не привлекался к суду, не участвовал в переделах собственности, не скандалист;
• Кузнецов имеет опыт практической работы по управлению крупным муниципальным образованием – Октябрьским районом, который при Кузнецове вышел в число наиболее благополучных и социально ориентированных муниципальных образований. Партийную «яблочную» тематику Кузнецов практически не раскручивал, понимая, что «яблочный» электорат за него и так проголосует, а для самого Кузнецова важнее раскрутить себя и повысить свой рейтинг как электоральный, так и внутрипартийный.

5.3. Идеология и политтехнологии Ю. Кузнецова.

В плане идеологии Ю. Кузнецов опирался на «яблочную» идеологию, дополнив ее региональной спецификой в виде главных сюжетов своей кампании – «Юрий Кузнецов – выбор честных людей» и «Россель – прошлое, Кузнецов – будущее». Использование второго слогана противоречит действующему избирательному законодательству. Очевидно, что запуск этого слогана представляет собой попытку политической провокации со стороны штаба Ю. Кузнецова.

В ходе избирательной кампании Кузнецов использовал значительный массив печатной продукции (листовки, расклейки). Эта печатная продукция активно распространялась по всей области. Кузнецов активно использовал юридические поводы, что в целом соответствовало его имиджу интеллигентного борца за торжество закона, правовое демократическое государство.

Ю.Кузнецов электорально эффективно проинтерпретировал достигнутые им результаты. Ю. Кузнецов подчеркивает, что он достиг тех целей, которые ставил перед собой. Он занял четвертое место по области, при этом он добился наибольших успехов на востоке: в Артемовском, Талицком, Режевском, Тугулымском районах, Камышлове, Ирбите. В Талицком, Тугулымском райноах он даже вышел на первое место. Таким образом, Кузнецов создал солидный запас для выбор в Госдуму в Артемовском районе. Кроме этого следует отметить, что в ходе избирательной кампании Ю. Кузнецова отлажена агитаторская сеть, отработаны слоганы, визуальный ряд печатной продукции, т.е. практически Кузнецов располагает к декабрьским выборам в Госдуму мощным агитационным ресурсом. На Кузнецова работает группа политтехнологов по руководством О. Матвейчева, которая показала свою креативность и хорошо сработалась с остальной командой Кузнецова. Кузнецов существенно улучшил свой внутрипартийный рейтинг. Он вел избирательную кампанию и в это же время активно боролся с представителями «внутрияблочной» оппозиции, которая борется «За «Яблоко» без Явлинского. Кузнецов не позволял себе какой-либо агрессии против Э.Э. Росселя и вел как очень умеренный и даже в чем-то лояльный оппонент.

6. Избирательная кампания Е. Петрова.

Избирательная кампания Е. Петрова отличалась вяло текущим и не скоординированным характером. Практически Е. Петров свел всю работу в избирательной кампании к четырем направлениям:
• массированная расклейка печатной продукции (листовки, плакаты). Эта печатная продукция особенно непосредственно перед голосованием в первом туре отличалась хорошей цветной полиграфией. В печатной продукции Е. Петрова подчеркивалась, что он молод и он – современный губернатор. Плакаты и листовки Е. Петрова были адресованы конкретным социальным группам и слоям (молодежи, пенсионерам), затрагивали острые социальные проблемы (ЖКХ, трудоустройство молодежи). Вместе с тем, печатную продукцию Е. Петрова зачастую характеризовала смысловая несостыкованность основного текста и выводов из этого текста. (Так, в одной из листовок оценив позитивно развитие Свердловской области под руководством Э.Э. Росселя, Е. Петров совершенно вне смысла текста говорит, что это все надо изменить, а для этого надо голосовать за него. В другой листовке Е. Петров по существу утверждает, что он сам и его семья достойны лучшей жизни и поэтому он идет в губернаторы);
• работа с электронными СМИ (рекламные телевизионные ролики, личное участие в теледебатах). Сам Е. Петров смотрелся на этих теледебатах совершенно не заинтересованным в своей победе, скованным и откровенно скучным;
• личные встречи с избирателями, о которых ничего не сообщалось в СМИ и которые не вызвали какого-либо общественного резонанса;
• участие в юридических процессах, которое не укладывается в обычную логику избирательной кампании – Е. Петров пытался оспорить в суде результаты первого тура голосования.

Очевидно, что избирательная кампания Е. Петрова имела своей целью «раскрутку» для предстоящих выборов в Государственную Думу и мобилизацию «афганских» структур, инвентаризацию имеющихся ресурсов перед этими выборами. Вполне возможно, что в ходе избирательной кампании Е. Петров больше занимался внутренними проблемами «афганских» структур и укрепления своего единоначалия, чем реальным участием в избирательном процессе.

7. Избирательная кампания Н. Сарварова.

Избирательная кампания Н. Сарварова проходила в традиционной коммунистической парадигме радикального толка. Она строилась на использовании митинговых методов работы с мас-совой аудиторией и на использовании ресурса личных встреч кандидата и его доверенных лиц с избирателями. Особую интригу в избирательной кампании Н. Сарварова создавало то обстоятельство, что вместо традиционного сбора подписей избирателей он предпочел внести залог в три миллиона рублей, то есть сумму весьма ощутимую для партийной казны РКРП и непонятно, откуда полученную, если учесть, что в документах Н. Сарварова указано, что у него нет никаких доходов за прошлый год.
Кроме личностного, людского ресурса Н. Сарваров использовал медиа-ресурс – газету «Искра уральская», которая пользуется популярностью у достаточно ограниченного контингента ее читателей.
Tags: Баков, Россель, административный ресурс, выборы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment